Куранах, Якокит
Топонимическая система Южной Якутии формировалась в течение длительного времени на территории, которая так или иначе служила местом соприкосновения и сосуществования родственных и неродственных этносов. Каждая проживающая народность вносила в топонимику территории свои знания природных условий, особенности своей языковой культуры, исторических событий и т.д. Ранее мы рассматривали множество топонимов и гидронимов, имеющих эвенкийские корни, но, например, такие поселения Алданского района, как п. Нижний Куранах и с. Якокит так или иначе связаны с якутами.
Большинство жителей нашего района знают, что в основе топонима КУРАНАХ лежит якутское слово Кураанах, т.е. «сухой; сухое, безводное место». Однако в исследовательских работах А.В. Мельникова приведены и другие значения этого названия: от якутского Курун —«горелая тайга» и урэк – «река, протекающая по горелой тайге». Наконец, третье значение слова по мнению ученого происходит от маньчжурского куран, курэн– ограда, загородка, двор для скота, подворье, гостиница.
Если рассматривать происхождение названия села ЯКОКИТ, расположенного на реке с одноименным названием, то можно проследить связь с историей рождения золотого Алдана. В 20-е гг., годы становления треста «Алданзолото» – первенца якутской промышленности, надо было обеспечить мясом тысячи работников. И, конечно, стада оленей малочисленного местного эвенкийского населения не могли выполнить эту функцию. К тому же Якутия тогда являлась страной классического бездорожья. В результате было принято постановление Совнаркома Якутской АССР, которое разрешило тресту закупить тысячи голов крупного рогатого скота в вилюйских улусах. Ежегодно перегонялось по 10-12 тыс. голов. Такая исключительно трудоемкая операция описана в книге И.В. Сущенко «Утро золотого Алдана» (1981 г.).
Вот это обстоятельство и получило отражение в топониме Якокит – «место, где проходят якуты, или дорога, ведущая к якутам». Сама история зарождения села Якокит во многом трагична, ведь связана она с расселением семей, раскулаченных большевиками в период 1930-1931 гг. и высланных в северные отдаленные районы страны. Подробно об этом рассказал В.П. Карпов в статье «Спецпереселенцы», которую можно найти в книге «Алданский улус: История. Культура. Фольклор» (2004 г.).