Стела «Серп и Молот»
Установлена в честь дружбы Алданского и Мегино–Кангаласского района.
Установлена: в 1974 г.
Выполнена: Металл, бетон.
Местонахождение памятника: Алданский район, г. Алдан, ул. Мегино–Кангаласская
А вот самый незаметный для проходящего мимо него человека алданский памятник — стела «Серп и молот». Стоит он на перекрестке улиц Ленина и Мегино—Кангаласской с 1974 г. Спрятанный от людских глаз деревьями и травой летом, а зимой — из-за своего бледного цвета. Он выкрашен серебрянкой, под нашим алданским снегом его и вовсе можно не заметить. Посвящен памятник дружбе Алданского и Мегино-Кангаласского районов, в 2018 году алданцы и мегинцы отмечали 50-летие дружбы районов.
В 1968 году алданцы предложили мегинцам вместе праздновать традиционные в Алдане Проводы зимы. Этот праздник решено было назвать праздником Дружбы Серпа и Молота. Серп и молот – это символ, олицетворяющий единство рабочих и крестьян. Под знаком Серпа выступал сельскохозяйственный Мегино-Кангаласский улус, а под знаком молота – промышленный Алданский. На самом деле крепкая многонациональная дружба между алданцами и мегинцами завязалась намного раньше, на заре становления золотодобывающей промышленности в Алданском районе в 1923-1925 годах. Тогда мегинцы доставляли золотодобытчикам продовольствие, а те, в свою очередь, помогали колхозам Мегино-Кангаласского улуса на сельскохозяйственных работах. Лучшие якутские парни и девушки по призыву «Якутская молодежь – промышленности» приехали на алданские золотые прийски, внося свой неоценимый вклад в пополнение золотого фонда страны.
В годы становления и последующего развития Алдан и алданцы всегда ощущали помощь и поддержку соседей.
Автор символа
Евгений Иванович Камзолкин (1885—1957 гг.) — известный художник, фотограф и декоратор. Он родился в столичной купеческой семье, окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Этого человека постоянно интересовало неизведанное. В самом начале ХХ века молодой художник увлекся новаторским для того времени искусством фотографии. Его работы были представлены в Турине на международной выставке 1907 года.
Но, помимо увлечения фотографией, в жизни Евгения Камзолкина была и еще одна страсть — Древний Египет с его загадочной мифологией и историей. Не случайно он написал немало картин, посвященных этой стране. Наиболее известные работы художника: «Египтянка», «Пир у царя Ассирийского», «В битву», «Во имя Рамзеса».
Именно Е. И. Камзолкин в 1918 году предложил новой большевистской власти . символ «Серп и молот». Впервые этот знак был использован в праздничном первомайском украшении Замоскворецкого района столицы. Там, в местном театре, после Октябрьской революции и работал художник, создавая декорации к спектаклям.
В 1920 году Евгений Иванович решил помогать беспризорникам. Он переехал в дом своего дедушки, расположенный в городе Пушкино, учил рисованию воспитанников местной детской колонии.
В рамках исторического проекта «Родина», к 100-летию создания символа обозреватель «Российской газеты» Артем Локалов опубликовал статью «Серп и молот. Березки и Пасха» в «Российской газете». В ней он привел слова директора краеведческого музея города Пушкино Олега Бойко: «К первому советскому Первомаю было пожелание Моссовета — изобразить символику новой власти. К тому времени существовали разные комбинации — коса и молот, плуг и молот. Но именно Камзолкин попал в точку».
Причем этот художник никогда не принимал участия в революционных событиях, так и не вступил в компартию. Вообще, его политические взгляды остаются неизвестными для исследователей. Хотя Евгений Иванович никогда не был затворником. Еще в 1906 году он вступил в Общество Леонардо да Винчи, а в 1923 году был одним из учредителей объединения художников «Жар-цвет», в которое входили такие известные живописцы, как К. С. Петров-Водкин, Н. Е. Лансере, М. В. Добужинский и другие.
Серп и молот
Специалист по советской геральдике Владимир Поцелуев написал книгу «Гербы Союза ССР. Из истории разработки», в которой уделил большое внимание символу «Серп и молот». Согласно официальной версии, он олицетворяет нерушимый союз трудящихся — рабочих и крестьян. Этот знак был главной государственной эмблемой СССР, и сегодня его можно увидеть на атрибутике различных коммунистических движений.
Еще в XIX веке многие пролетарские организации Европы избрали молот для обозначения своей принадлежности к рабочему классу. А серп использовался до революции на гербах некоторых российских городов как символ урожая и сельскохозяйственного труда.
Эмблема была официально утверждена как олицетворение союза рабочих и крестьян 10 июля 1918 года на V Всероссийском съезде Советов. С тех пор она изображалась повсеместно: на гербах всех республик СССР, на зданиях предприятий, на официальных бланках, на монетах и купюрах, на печатных изданиях и т. д.
Вопросы для участников геокешинга «Золотая лихорадка»
- Дружбу алданцев с жителями какого района запечатлел этот памятник? Сколько лет исполнилось дружбе людей алданского и этого района?
- Как называлась самая передовая комсомольско-молодежная шахта, где также трудилась и лучшая молодежь этого района?
- Чем еще, кроме трудовых ресурсов, люди этого района помогали алданским золотодобытчикам?