Хатыстыр, Угоян
Существует большое количество топонимов, связанных с традиционными видами природопользования коренных народов Якутии: скотоводством, коневодством, оленеводством, охотой, рыболовством. Поговорим о рыбном промысле, который широко распространен здесь благодаря обилию рек, озер и наличию выхода в северные моря (21% от общего количества топонимов). В топонимах отражены как наиболее ценные виды промысловых рыб (таймень, нельма), так и виды массового промысла – ряпушка, чир, пелядь, сиг, карась. Рыбный промысел, в том числе ценнейших промысловых видов, распространен и на речных долинах Алданского района. Об этом, например, свидетельствует ойконим (название населенного пункта) ХАТЫСТЫР – центр Беллетского наслега.
С якутского хатыыс переводится как «осетр» (сибирский), т.е. хатыстыр – «местность, где водится хатыыс». Этот подвид семейства осетровых относится к стерлявидным, т.е. к стерляди, едва ли не самой замечательной из всех видов рыб, даже, несмотря на ее, относительно небольшую величину (длина тела может достигать 125 см, максимальный вес – до 16 кг). Чешуи нет, ее заменяют костяные полоски, именуемые «жучками», которые тянутся от головы к хвосту на спине, по бокам, а также на брюхе. Эта рыба любит песчаное или хрящеватое дно, чистую, прохладную и быстротечную воду. Очень живуча и способна почти как карась жить несколько часов без воды, – в осенние месяцы может спокойно пролежать всю ночь в траве и на утро оставаться живой. Со вскрытием реки сибирский осетр выходит из своего зимнего оцепенения и, как только прибывает весенняя большая вода, начинает свой «ход» к верховьям реки. Когда-то места вблизи Хатыстыра были очень богаты этой «царской рыбой».
Если же подробно рассматривать историю происхождения ойконима УГОЯН, то лучше обратиться к замечательной книге нашего земляка Александра Павлова «Алдан от истока до устья». По легенде название поселка переводится как «сильные люди». Согласно преданию, когда-то в этом месте жил некий шаман, который славился не только своей могучей силой, но и умением передать ее своим соотечественникам. Следовательно,и люди, здесь проживающие, также унаследовали его силу. Недаром прямо на территории села обнаружена стоянка людей периода неолита. По некоторым сообщениям старожилов неподалеку от Угояна растет шаманское дерево памяти – салама, которое не все могут увидеть. На самом же деле слово Угоян образовано от эвенкийского уга- «груз», уга-ми» тащить груз». Раньше местные жители эвенки таскали свои берестяные лодки по суше с реки Амги на реку Алдан по самой короткой дороге, расстоянием в 18 км.
В книге «Алдан от истока до устья»упоминается также еще об одной особенности Угояна. Ниже села река резко поворачивает на восток, а по левому берегу вздымается сопка, скалистыми уступами спускающаяся к реке. В трещинах и нишах скал свисают сталактиты натечного льда. На склоне сопки издалека видны эти ледники, где местные жители летом хранили продукты. Мерзлота даже в жаркие дни не поддается оттайке, чем и пользовались местные.Описывая здешние угоянские места, автор отмечает: «Здесь хочется жить и место действительно энергетически заряженное»…