Коренные народы — эвены, эвенки

image139     Эвены эвен(самоназв.), орочел(самоназв. – букв, «оленные»), ламуты(устар. рус., вероятно, от якут. назв. Э. ломут ломук, от эвенкийск. ламу – «море»). Численность в Российской Федерации 17.2 тыс. человек. Населяют территорию Охотского побережья и прилегающих к нему районов верхне — колымского бассейна, также район заливов Гижинская и Пенжинская губа (Саркырырский, Усть-Янский, Оймяконский, Нижнее-, Средне- и Верхне-Колымский, Томпонский, Момский, Аллаиховский и Верхоянский районы Якутии) — 8.7 тыс. человек; Охотский и Верхнее-Буреинский районы Хабаровского края — 1.9 тыс. человек; в Чукотском автономном Округе — 1.3 тыс. человек; Ольский, Северо-Эвенский и Средне-Канский районы Магаданской области — 3.8 тыс. человек; Быстринский район и Корякский автономный округ Камчатской области — 1.5 тыс. человек).
image133 image135 image131

        Говорят на эвенском языке. Диалекты и говоры объединяются в вост., сред. и зап. группы. Верующие – православные.

     Происхождение Э., как и родств. им эвенков, связано с тунгусскими племенами, поглотившими в процессе расселения по сев.- вост. Якутии, Чукотке и Камчатке корякский и юкагирский элементы; Э. Якутии испытали сильное влияние якутов. К началу контактов с русскими (сер. 17 в.) Э. кочевали на Охотском побережье и к западу от него – в отрогах Верхоянского хребта, бассейна Колымы, Индигирки и Омолона. В 18 – 1-й пол. 19 вв. продвигаются в северную часть охотского побережья и на Камчатку.

     Основное традиционное занятие эвенов – кочевое оленеводство. Эвенский олень отличался от чукотского и корякского большим ростом, силой и выносливостью. Так что за одного эвенского оленя чукчи и коряки отдавали двух своих. Олень использовался для верховой езды и под вьюк. На Камчатке и в пограничных с чукчами и коряками районах были известны заимствованные у них дугокопыльные нарты, в бассейне Яны и Индигирки Э. заимствовали у якутов прямокопыльные нарты. Была развита также охота на северного оленя, лося, горного барана. Большое значение имела товарная пушная охота(гл. обр. белка). Охотились на лыжах(голицах – кайсар и подшитых — мэрэнгтэ) или верхом на оленях с ружьем и охотничьей собакой (на камчатке ламутские собаки ценились очень высоко). Подсобное значение имело речное рыболовство – острогой, удой и др.

     Эвены на охотском побережье (самоназв. мэнэ – «оседлые») вели полуоседлый образ жизни, занимались рыболовством в устьях рек и охотой на морского зверя. Промышляли горбушу и кету острогой и сетями. Для охоты на морского зверя осенью охотники объединялись по 4-5 человек, били тюленей у кромки льда палками или гарпунами, позже – ружьями; весной охотились на лодках, которые покупали у соседних народов, — как правило долбленках. До 18 в. был известен плавучий гарпун длиной до 30 м. Основным транспортным средством у оседлых эвенов была собачья упряжка – до 18 в. – змейкой (собаки привязывались поочередно с обеих сторон потяга); с 19 в. распространился заимствованный у русских восточно-сибирский тип упряжки — цугом. Между оседлыми и кочевыми эвенами шел натуральный обмен – оленье мясо и шкура на нерпичью кожу.

     Основной тип традиционного жилища эвенов — переносной цилиндро-конич. чум(дю), крытый шкурами, ровдугой, рыбьей кожей, берестой. Летнее охотничье жилье — конич. шалаш из жердей (чорама). Оседлые эвены жили в срубных прямоугольных жилищах (уран). До 18 в. были известны землянки (утан).

     Традиционная одежда близка к эвенкийской – меховые натазники(хэрки) и верх. кафтаны (таты), выкроенные из целой шкуры со вставными клиньями на спинке. В отличие от эвенкийского кафтана. Борта и подол обшивались мехом. Шов покрывали орнаментированной бисером полоской. Борта сходились только на груди, поэтому кафтан носился с нагрудником (нэл)с пришитым к нему передником до колен. Мужские нагрудники украшались на поясе ровдужной бахромой, женские — в нижней части вышивкой бисером и оленьим волосом, ровдужной бахромой с металлическими привесками — колокольчиками, бляшками, кольцами, монетами. Головной убор – шапка из меховых, кожаных и ровдужных полосок (белого, черного, желтого и охристого цвета), вышитых бисером и оленьим волосом. Зимняя обувь — торбаса – из камусов, украшалась полосками бисера или светлого меха. Традиционная мужская одежда вытесняется в лесных районах якутской, в тундровых – чукотской. Женская одежда сохраняется более устойчиво.

     Традиционная пища – варенное и сушеное оленье мясо, дичь, у береговых — варенная или жаренная рыба с тюленьим жиром. Одно из любимых кушаний — содержимое оленьего желудка в мороженном или сушенном виде с ягодами.

     До начала 20 в. сохранились патрилинейные роды, некоторые из которых вели происхождение от коряков и юкагиров. Из-за дальних перекочевок роды были территориально разбросаны и дробились на подразделения, известные в официальных документах по порядковым номерам. Во главе подразделения стоял выборный староста , представитель рода перед администрацией. В его функции входили сбор ясака, суд, получение из казны и распределение пороха. У части приморских групп э. роды были утрачены. Развивалась социальная дифференциация, появлялись социальные слои: кэлмэнчи бай – «хозяин», кэльмэ — батрак, работник, бууч, джогри – «бедняк». Зависимые семейства включались в группу хозяина , часто принимали его имя. Кочевые, охотничьи и рыболовные угодья принадлежали группам семей из разных родов. Был распространен обычай, обязывающий охотника отдавать добычу соседу (нимат). Семья патриархальная, сыновья до женитьбы были в полной зависимости от отца. За невесту выплачивался калым (тори), превышающий приданное невесты в 2-3 раза. Встречалось многоженство, помолвки малолетних. Браки заключались через сватов. После уплаты калыма родственники привозили невесту к жениху, трижды объезжали с ней вокруг чума жениха, после чего она входила в чум, доставала свой котел и варила оленье мясо. Приданное невесты развешивали вне чума для обозрения. Первое время молодые жили с родителями мужа, затем устраивали свой чум. При рождении ребенка ему выделяли часть стада , которая вместе с приплодом считалась его собственностью, для девушки — приданным.

     Традиц. верования — культы хозяев природы и стихий, шаманство. До распространения христианского погребального обряда умерших хоронили на свайных помостах, в гроб клали деревянную фигуру ворона (кор). С 19 в. хоронили в земле , над могилой ставили сруб с крестом, часто на кресте вырезали изображение птицы. У могилы складывали вещи покойного – седло, посуду, постель. Был распространен культ Солнца, которому приносили в жертву оленей. Поводом для жертвоприношения обычно была болезнь кого-либо из членов общины, жертвоприношение совершалось всеми общинниками, мясо съедалось, шкура вешалась на шест. Оленя для жертвоприношения указывал шаман или выбирали с помощью гадания. Был распространен культ медведя. Охотник должен был поздороваться с убитым медведем и поблагодарить его за то, что он пришел, мясо медведя съедалось коллективно, для чего устраивался праздник. Мясо головы и передней части туши считалось священным, его запрещалось есть женщинам. Кости медведя складывали в анатомическом порядке на свайном помосте. Иногда череп вешали на вершине лиственницы (Чуки).

     Фольклор включал в себя сказки (немкан), былины о богатырях (тэлэнг), историч. предания, песни (икэ), загадки (нэнукэн), поговорки. Выделяются сказки о животных, часть сюжетов которых сходна с эвенкийскими и корякскими. Распространены русские сказки (о царе Салтане, Царевне – лягушке и др.). Былины частично поются. Из музыкальных инструментов распространен варган, из танцев — круговой хоровод, сходный с эвенкийским.

     Прикладное искусство — женские вышивки и аппликации (осн. мотив — полоски из мелкого геометрического орнамента, встречаются также сложные криволинейные узоры, заимствованные у якутов), мужская резьба по дереву (оленьи седла, детские колыбели, шкатулки и др.), изготовление литых медных и латунных ажурных привесок к нагрудникам с изображениями животных и солярными символами, кузнечное ремесло (железо получали главным образом от якутов).

     В 1930 гг. была проведена коллективизация оленеводческих и рыболовецких хозяйств, часто совместно с чукчами, юкагирами, якутами и русскими, начался переход к оседлости, распространяются земледелие и животноводство. В 1931 создана письменность на основе латиницы, с 1936 г. – на основе русской графики. Литературный язык на основе ольского говора. Появились профессиональные писатели и поэты. (Н.С. Тарабукин, А.А. Черканов и др.), распространяется высшее образование. С конца 50-х годов с укрупнением хозяйств усилилась миграция эвенов в промышленность и строительство, семьи эвенов переселяются в крупные поселки, дети воспитываются в интернатах, что вместе с ухудшением экологической обстановки в местах расселения эвенов, снижением поголовья оленей, распространением алкоголизма, болезней и т.п. привело к резкому сокращению рождаемости и росту смертности.

image139Эвенки  (эвэнк — самоназвание) народ, живущий на территории, расположенной от побережья Охотского моря до Енисея и от Северного Ледовитого океана на севере до Прибайкалья и до реки Амур, главным образом в Якутии, Эвенкии и Красноярском крае.
image127 image129

     Народ этот образовался в результате смешения местного населения Восточной Сибири с тунгусскими племенами. Было известно несколько типов эвенков «пешие» (охотники), «оленные», орочен (оленеводы) и конные, мурчен (коневоды) и другие. В начале XVII века произошла первая встреча эвенков с русскими.

     Постепенно племена эвенков были вытеснены якутами, русскими и бурятами с части своей территории и переселились в Северный Китай. В позапрошлом веке Эвенки появились на нижнем Амуре и Сахалине. К тому времени народ был частично ассимилирован русскими, якутами, монголами и бурятами, даурами, маньчжурами и китайцами.

     К концу XIX века общая численность эвенков составляла 63 тысячи человек. Согласно данным переписи 1926-1927 годов в СССР их проживало 17,5 тысяч. В 1930 году Илимпийский, Байкитский и Тунгусо-Чунский национальные районы были объединены в Эвенкийский национальный округ. По данным переписи 2002 года на территории России проживает 35 тысяч эвенков.

     Эвенки-оленеводы использовали животных при езде верхом (в том числе и для охоты) и под вьюк, доили. После окончания охотничьего сезона несколько эвенкийских семей обычно объединялись и перекочёвывали в другое место. У некоторых групп были известны нарты различных типов, которые были заимствованы у ненцев и якутов.

     Эвенки разводили не только оленей, но и лошадей, верблюдов, овец. В некоторых местах была распространена охота на тюленя и рыболовство.

     Традиционными занятиями эвенков была обработка шкур, бересты, кузнечество, в том числе на заказ. В Забайкалье и Приамурье эвенки даже переходили к оседлому земледелию и разведению крупного рогатого скота.

     В 1930-х годах начали создаваться оленеводческие кооперативы, а вместе с ними и стационарные посёлки. В конце прошлого века эвенки стали образовывать родовые общины.

     Традиционной пищей эвенков являются мясо и рыба. В зависимости от рода занятий эвенки также употребляют в пищу ягоды, грибы, а осёдлые — овощи, выращиваемые на собственных огородах. Основной напиток – чай, иногда с оленьим молоком или солью.

     Национальное жилище эвенков — чум (дю). Он состоит из конического остова из жердей, покрытых шкурами (зимой) или берестой (летом). В центре располагался очаг, а над ним – горизонтальная жердь, на которую подвешивался котёл. В то же время у различных племён в качестве жилища использовались полуземлянки, юрты различных типов и даже заимствованные у русских срубные строения.

     Верующие эвенки в основном православные, хотя кое-где сохранились культы духов, промысловые и родовые культы, шаманизм. Традиционная одежда эвенков: суконные натазники, ноговицы, кафтан из оленьей шкуры, под который надевался специальный нагрудник. Женский нагрудник отличался бисерным украшением и имел прямой нижний край. Мужчины носили пояс с ножом в ножнах, женщины – с игольницей, трутницей и кисетом. Одежда украшалась мехом, бахромой, вышивкой, металлическими бляшками, бисером.

     Общины эвенков обычно состоят из нескольких родственных семей, насчитывающих от 15 до 150 человек. До прошлого века сохранялся обычай, согласно которому охотник должен был отдавать часть добычи сородичам. Для эвенков характерна малая семья, хотя раньше в некоторых племенах было распространено многожёнство.

     Национальный фольклор эвенков включал песни-импровизации, мифологический и исторический эпос, сказки о животных, исторические и бытовые предания. Некоторые группы эвенков имели своих эпических героев. Национальные музыкальные инструменты эвенков: варган, охотничий лук. Из народных промыслов были развиты художественная резьба по кости и дереву, обработка металла, вышивка бисером, тиснение по бересте.

ДАЛЕЕ →

Add a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *