Имя в истории города(ч.1)

ИМЯ В ИСТОРИИ ГОРОДА

Улица Владимира Маяковского

   Поговорим сегодня о Владимире Маяковском, который вошел в историю не только как великий поэт, но и как талантливый драматург, режиссер, киносценарист, актер, художник и рекламист.

  Владимир Владимирович Маяковский родился в Грузии в 1893 г. в семье лесничего. Считается, что фамилию семья получила благодаря тому, что большинство родственников со стороны отца были очень высокими. Владимир тоже вырос потом почти до двух метров, получив прозвище «жираф».

   Сначала будущий поэт учился в гимназии в Кутаиси и брал уроки рисования: с ним бесплатно занимался единственный здешний художник Сергей Краснуха. Когда Владимиру было 13 лет, умер его отец – от заражения крови: поранил палец иглой, сшивая бумаги. До конца жизни потом поэт боялся бактерий: всегда носил с собой мыло, брал в путешествия складной таз, возил с собой одеколон для обтираний и тщательно следил за гигиеной. После смерти отца семья оказалась в тяжелом положении, пришлось матери с двумя дочерями и сыном двинуться на Москву. Учеба будущего поэта в Москве была непродолжительной, в 1908 г. его исключили из московской гимназии за неуплату денег за обучение.Как следствие – он увлекся идеями социал-демократии, вступил в партию большевиков и принимал участие в подпольной работе. Не раз был арестован и даже 11 месяцев провел в Бутырской тюрьме. Именно в заключении Маяковский подтянул свое образование и прочитал множество книг.

   Он мечтал о новом искусстве, новой эстетике, которая бы в корне отличалась от классической. Решив учиться живописи,поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где и познакомился с будущими футуристами.Футуристы выступали на собраниях (читали стихи и лекции о новой поэзии), за эти публичные выступления Владимира впоследствии отчислили из училища. Однако он не отчаялся и дебютировал в театре: сам написал трагедию «Владимир Маяковский», сам поставил ее на сцене и сыграл главную роль. В этот же год поэт увлекся и кинематографом – начал писать сценарии, а спустя год впервые снялся в качестве актера.

   В 1915 году Маяковский познакомился с Осипом и Лилей Брик. Это событие в своей автобиографии поэт позже отметил подзаголовком «радостнейшая дата». Лиля Брик на долгие годы стала возлюбленной и музой Маяковского, он посвящал ей стихи и поэмы и даже после расставания продолжал признаваться в любви.

   Спустя год началась его напряженная эпоха «Окон РОСТА»: художники и поэты собирали горячие темы и выпускали агитационные плакаты. Сейчас их нередко называют первой советской социальной рекламой.

   В 1925 году в добровольно-принудительном порядке поэт уехал на гастроли во Францию, затем отправился в Испанию, на Кубу и в США. «Еду вокруг земли…»Вокруг» не вышло. Во-первых, обокрали в Париже, во-вторых, после полугода езды пулей бросился в СССР. Даже в Сан-Франциско (звали с лекцией) не поехал…»Правда в США Маяковский познакомился с переводчицей Элли Джонс, между ними вспыхнул короткий, но бурный роман. Возвратившись осенью в СССР, поэт узнал, что в Америке у него родилась дочь –  Элен-Патриция (умерла в 2016 году). 

   Еще одна веха в жизни Маяковского приходится на конец 20-х годов. Он пишет две сатирические пьесы «Клоп» и «Баня», которые затем прошли в Театре Мейерхольда и вызвали ажиотаж. Одни зрители и критики видели в произведениях сатиру на бюрократию, а другие – критику советского строя. Так лояльное отношение властей к «главному советскому поэту» сменилось прохладой. На поэта стала яростно нападать официальная критика.

   Чтобы смягчить ситуацию, Маяковский решил провести выставку «20 лет работы» и представить на ней результаты своего многолетнего труда. Он сам отбирал газетные статьи и рисунки, расставлял книги, развешивал по стенам плакаты. Однако на открытие из представителей литературных организаций никто не пришел. Непризнание усугубила и личная драма с возлюбленной В. Полонской. Он также не мог смириться и с опасностью потери голоса (поэт часто болел осложненным гриппом), сделав невозможными публичные выступления. 14 апреля 1930 года в своей рабочей комнате в Лубянском проезде Владимир Маяковский выстрелом из револьвера покончил жизнь самоубийством…

   После смерти поэта официальные власти обходили его творчество молчанием. Однако среди трудящихся Маяковский превратился в «универсального солдата», увлекающего громким словом и, одновременно, проникновенными строфами. Весомо, зримо «жили» стихи поэта и в далеком золотом Алдане. На предприятиях, в учреждениях, в совхозах проводились лекции и доклады о его жизни и творчестве. В библиотеках, детских пионерских лагерях открывались выставки, декламировались его стихи. Меткое слово Маяковского не раз встречалось и в популярных среди рабочих алданских предприятий стенных газетах, где обличались бюрократизм и бесхозяйственность, проводились «товарищеские суды» над прогулом, антисанитарией и ленью. Именно с помощью его коротких стихотворных строк можно было легко разъяснить, кто есть кто среди врагов («кто виноват») и что есть что среди самых насущных проблем («что делать»). Маяковского помнили, боготворили, цитировали. Неудивительно, что в год празднования 70-летнего юбилея Владимира Маяковского, алданцы увековечили имя поэта-трибуна. Решением исполкома Алданского горсовета от 28 апреля 1963 г. улице, идущей от ул. 10 лет Якутии вдоль взлетной полосы аэропорта, было присвоено имя Владимира Маяковского. По мнению горожан, у него были не просто стихи, это был настоящий высший пилотаж в поэзии, на который был способен только Маяковский.

Улица М.И. Зинштейна

   Накануне Дня работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства поговорим об алданской улице, которая была переименована относительно недавно. По решению Алданского улусного Собрания от 17 декабря 1997 г. бывшая ул. 2-ая Орочонская получила имя Марка Израилевича Зинштейна, бывшего руководителя автотранспортного предприятия «АЯМтранс». Решение об увековечении его имени было принято депутатами на Х сессии на основании обращения бывшего председателя исполкома Алданского райсовета к Президиуму Республики Саха (Якутия), а также ходатайства Министерства материальных ресурсов торговли и транспорта РС (Я), Акционерного Общества «Сахаавтотранс», Алданского ПАТО и коллектива автомобильного предприятия «АЯМтранс». Ранее, за десять лет до этого события решением исполкома районного Совета народных депутатов от 25 декабря 1987 г. М.И. Зинштейну было присвоено звание «Почетный гражданин Алданского района» за заслуги в экономическом и социальном развитии района, а также большой личный вклад в укрепление материально-технической базы автотранспортных предприятий «АЯМтранс» и Алданского АТП. Познакомимся с его биографией поближе.

   Родился Марк Израилевич в 1927 г. в селе Хощевато Одесской области в семье крестьянина. Долгое время жил с родителями. В начале войны его отец был призван в ряды Красной Армии и в 1942 г. погиб в боях за оборону Севастополя. Тем временем пятнадцатилетний Марк вместе с матерью был эвакуирован из Крыма в Куйбышев, где устроился на завод № 1 и работал до 1948 г. – сначала учеником, затем токарем и шофером. Молодой рабочий, стремясь получить качественное образование и находясь в поиске наиболее сложного фронта работы, не сразу попал на Алдан. В 1948 г. по трудовому договору он выехал на работу в Магадан, в Дальстрой МВД СССР. Работал на различных должностях, одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. В 1960 г. окончил Горьковский автодорожный техникум; был назначен главным инженером Омсукчанской автобазы.

   В 1962 г. решением Северо-Восточного СНХ был направлен в Алдан, в АП «АЯМтранс». Здесь он проработал главным инженером и директором 14 лет. В 1976 г. обкомом КПСС и Правительством республики был направлен на строительство Южно-Якутского территориально-производственного комплекса (ТПК), где трудился начальником транспортного управления, создавая транспортные предприятия по обеспечению Южно-Якутского ТПК.В 1980 г. по решению правительства республики М.И. Зинштейн был назначен начальником Якутского транспортного управления «Якутавтотранс» министерства автомобильного транспорта РСФСР. За годы работы в это сложное для страны время в результате реорганизаций в 1983 г. им было создано территориально-производственное объединение «Якутавтотранс», затем в 1992 г. – ОАО «Сахаавтотранс».В 1988 г. М.И. Зинштейн был избран генеральным директором ТПО «Якутавтотранс», а с мая 1996 г. – председателем Совета директоров «Сахаавтотранса».

   Являясь руководителем одного из крупнейших предприятий Якутии, М.И. Зинштейн с успехом ставил задачи, решал производственные вопросы, определял приоритетные направления деятельности, обеспечивая грузовые перевозки практически по всей территории республики. Миллионы тонн грузов перевозилось многочисленным автопарком, бесперебойно обеспечивались перевозки каменного угля для котельных,руды и различных строительных материалов, в т.ч. по договорам для дорожников, обеспечивая ими весь строительный комплекс.

   На самых трудных и ответственных постах в транспортных предприятиях ЯАССР Марк Израилевич Зинштейн с честью оправдывал оказанное ему доверие. Ставя во главу угла заботу о человеке, решение социальных вопросов, он внес значительный вклад в строительство жилья, объектов соцкультбыта для работников автотранспортных предприятий.Так, в памяти алданцев до сих пор сохранились самые теплые воспоминания о санатории-профилактории АП «АЯМтранс», в котором отдыхали и поправляли свое здоровье не только водители и их семьи, но и работники других предприятий, бюджетных учреждений, пенсионеры. Общерайонная здравница была открыта именно по инициативе Зинштейна, уделявшего большое внимание профилакторию, считая его одним из важных цехов предприятия. Он также сумел добиться коренного улучшения работы общественного транспорта не только Алданского района, но и республики в целом.

   Вся трудовая и общественная деятельность М.И. Зинштейна получила высокую оценку. Ему были присвое­ны звания «Заслуженный работник народного хозяйства ЯАССР» (1982 г.), «Заслуженный работник транспорта РСФСР» (1990 г.). Был награжден орденом Трудового Красного Знамени (февраль 1974 г.), орденом Октябрьской революции (август 1986 г.), медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (июнь 1945 г.), грамотой Президента РС (Я) М.Е. Николаева от 19 апреля 1994 г. за большой вклад в укрепление государственности республики.

   Умер Марк Израилевич Зинштейн 16 декабря 1996 г. и был похоронен в г. Москве.

 

(По материалам книги: «Герои трудовых побед: 90 лет образования автопредприятия «АЯМтранс»)

Улица М. Горького

  Совсем не случайно, что одна из первых улиц золотого Алдана названа в честь знаменитого на весь мир русского писателя, драматурга и прозаика Максима Горького. С первых шагов своей литературной деятельности Горький  проявлял глубокий интерес к Якутии. С большим наслаждением читал реалистические рассказы о далеком крае политических ссыльных от декабристов до большевиков-ленинцев, вел активную переписку как с простыми тружениками, так и влиятельными лицами молодой автономной республики… 

  Настоящее имя писателя — Алексей Максимович Пешков. Он родился 28 марта 1868 года в семье столяра-краснодеревщика. Осиротевшего мальчика воспитывали дед и бабушка по материнской линии. Позднее писатель вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей медом; кажется, я и думал в формах ее стихов». Нищее детство, оставленная из-за нужды школа, тяжелая работа (посудник на пароходе, «мальчик» в магазине, десятник на ярмарочных постройках и др.) и ранние лишения преподали хорошее знание жизни и внушили мечты о переустройстве мира. От отчаяния Алеша Пешков спасался чтением, к которому имел необыкновенную жажду. Среди его любимых авторов были Стендаль, Оноре де Бальзак и Гюстав Флобер. Интересовался будущий писатель и философией – изучал труды Шопенгауэра и Ницше. 

 Летом 1884 г. 16-летний Алексей Пешков отправился в Казань в надежде поступить в университет. Но у будущего писателя не было аттестата об образовании, и его не допустили к экзаменам. Денег на съем жилья не было. Первое время он жил у знакомых, а затем стал подрабатывать в казанском порту и снимать углы в ночлежках вместе с босяками. Неустроенность в быту, личные неурядицы привели еще молодого юношу к душевному кризису, завершившемуся попыткой самоубийства (декабрь 1887 г). Может быть потому он и выбрал себе впоследствии «говорящий» псевдоним – Горький. С лета 1888 по октябрь 1892 года Горький странствовал «по Руси». За четыре года исходил всю Южную Россию — от Астрахани до Москвы, побывал в Южной Бессарабии, Крыму и на Кавказе. Батрачил в деревнях, работал на рыбных и соляных промыслах и т.д., в свободное время сочинял свои первые литературные произведения –  заметки, рассказы, стихи.

  По рекомендации В.Короленко Горький в 1895 году стал журналистом «Самарской газеты», писал о происшествиях в городе, театральных событиях и светской жизни, публиковал фельетоны под псевдонимом Иегудиил Хламида. В ряд писателей мирового класса Горького выдвинул роман «Фома Гордеев», опубликованный в 1899 году. А уже в декабре 1902 года на сцене Художественного театра в Москве состоялась громкая премьера спектакля по одноименной пьесе писателя «На дне» в постановке К. Станиславского и В. Немирович-Данченко.

 В 1905 г. Горького арестовывают за политическую деятельность и причастность к революционным событиям. И хотя под давлением мировой общественности его освободили под залог, однако он постоянно находился под надзором полиции, поскольку не переставал общаться с революционерами. Вскоре Горький отправляется в эмиграцию, сначала в США, затем в Италию на остров Капри. В эмиграции Горький много пишет,  в том числе создает роман «Мать», на который его вдохновили революционные события на Сормовском заводе.

 В Россию Горький вернулся в 1913 году после объявленной всеобщей амнистии. Февральскую революцию встретил прохладно, а к большевистской Октябрьской революции и вовсе отнесся негативно. В первые недели и месяцы после событий писатель выступил с циклом статей под общим заголовком «Несвоевременные мысли», в которых резко критиковал методы большевиков, ограничение свободы слова, спасал представителей старой интеллигенции от репрессий, вел широкую общественную и правозащитную работу. По его мнению, революция, погубила всю культуру, раскрепостив все дикое и отвратительное, что могло быть в народе. Горький ценил культуру как в духовных, так и в материальных ее проявлениях. Он считал, что культура – это один из главных столпов, на котором держится общество.

  В 1921 г. из-за идеологического расхождения с большевиками и с подачи Ленина Горький вновь покидает родину, официальная причина – ради лечения обострившегося туберкулеза. В СССР из эмиграции Горький впервые приехал только весной 1928 г. по личному приглашению Сталина. На вокзале его встречало огромное количество людей, а дальше были многочисленные поездки по стране, впечатления о которых были собраны в книгу «По Союзу Советов». В стране он с огромным удовлетворением увидел уже не разрушение и хаос, а созидание: народ и страна преображались. В последующие годы писатель в холодное время года жил в Италии, в теплое – в СССР. Хотя с 1933 г. в Италию Горького больше не выпускали, но предоставили большую дачу в Крыму.

  Несмотря на болезнь, писатель продолжал много работать, вышли в свет его произведения «Дело Артамоновых», «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», а также «Жизнь Клима Самгина», над которым Горький трудился до конца жизни. В 1930-х годах писатель пять раз был номинирован на Нобелевскую премию, но так и не получил ее. В 1932 году в честь 40-летия писательской деятельности Горького его имя было присвоено городу Нижнему Новгороду – родине писателя (город носил это название вплоть до 1990 года), Московскому художественному театру и Литературному институту в Москве.

  В 1920-1930-х годах Горький активно занимался созданием, а затем руководством Союза советских писателей, выпуском серийных изданий «Жизнь замечательных людей», «Библиотека поэта», «История фабрик и заводов» и др. В 1934 году Максим Горький возглавил Союз писателей СССР, созданный по его инициативе. Провел I Всесоюзный Съезд советских писателей. До последних дней он продолжал творить и принимать участие в общественных и государственных делах.

  М. Горький любил простых тружеников и был любим ими. Хорошо знал нужды, стремления и чаяния рабочего люда, умел с ним общаться, со многими переписывался. Широко известна переписка с писателем алданских золоторазведчиков. Теплое, сердечное ответное письмо писателя влило новые силы, энергию в сердца рабочих, техников и инженеров Алдана. В память о великом писателе горняки в конце 20-х годов именем Максима Горького назвали одну из центральных улиц Алдана.

  Умер Максим Горький 18 июня 1936 года. Урну с прахом писателя среди прочих несли на похоронах Сталин и Молотов. Смерть Горького была окутана слухами. Еще во времена сталинских репрессий официальной стала версия о том, что великого пролетарского писателя якобы «залечили до смерти» врачи-убийцы. Впоследствии, еще в советские годы, эта версия была предана забвению. До сих пор обстоятельства и причины смерти Горького (и, кстати, и  его сына Максима, скончавшегося в мае 1934 года) остаются предметом дискуссии. Однако доподлинно известны последние слова, сказанные писателем-бунтарем медсестре: «А знаешь, я сейчас с Богом спорил. Ух, как спорил! Хочешь расскажу?..».

 

Улица И.В. Быкова

  В ноябре 1977 года Исполнительным комитетом Алданского районного Совета депутатов трудящихся было подписано ходатайство о присвоении имени «И.В. Быкова» улице Заречной в городе Алдане в память о выдающемся начальнике Тимптоно-Учурской комплексной экспедиции Иннокентии Вячеславовиче Быкове. Исполкомом было принято решение № 253 от 24.11.1977 г. просить об этом Совет Министров Якутской АССР. Улица Заречная в микрорайоне Геолог получила новое имя в 1980 году.

  Быков Иннокентий Вячеславович родился в Иркутске в семье рабочих в 1911 г. С 1920 по 1924 гг. после смерти отца, вместе с сестрами жил в детском доме. После окончания школы учился на сапожника, но, стремясь получить образование, работал и посещал вечернюю школу для взрослых. Осенью 1930 г. поступил в Читинский горный техникум, окончив который в 1934 г., приехал на Алдан, в трест «Якутзолото», пройдя путь от коллектора поисковой партии до старшего геолога приискового управления.

  Молодого геолога заметили, и в 1942 г. Иркутским трестом «Сибгеолнеруд» И.В. Быкову было поручено организовать Алданскую геоло­горазведочную экспедицию. Отсюда и берет начало летоисчисление сегодняшнего Государственного унитарного предприятия РС (Я) «Алдангеология». В годы войны предприятие было особенно необходимо в связи с поиском и разведкой слюды-флогопита, крайне дефицитной для радиотехнической промышленности. В 1945 г. Быкова перевели в Бодайбо, но уже в 1949 г. он был назначен начальником Тимптоно-Учурской комплексной экспедиции (ТУКЭ). Иннокентий Вячеславович с честью выполнил поставленную задачу – всего за несколько лет был выполнен колоссальный объем работ, сдано в эксплуатацию более десятка крупных месторождений слюды-флогопита, произведены первые разведочные работы на другие полезные ископаемые, в том числе на золото.

  И.В. Быков был авторитетной личностью в районе и по положению, и по стажу работы, а для молодежи – чуть ли не легендой геологической службы Якутии. Главной своей задачей он считал расстановку нужных, умелых работников на нужных местах. К людям всегда относился с доверием, был внимателен и корректен, поощрял инициативу и каждому предоставлял возможность самореализации. По словам Виталия Недошитова, «о школе Быкова по Якутии ходили легенды. Пройти ее курс и выдержать удавалось далеко не каждому. Но тот, кто прошел быковские университеты от азов до вершин, остается верен им всю жизнь. Суть их очень проста и заключается в нескольких понятиях: творческий поиск, трудолюбие, честность, справедливость, уважение к труду других, принципиальность». Огромная заслуга Быкова – рождение и становление одной из самых крупных в Якутии геологоразведочных экспедиций. Ни в одной из ей подобных в республике не было такого широкого подбора высокопрофессиональных кадров. От рядовых геологов до руководителей ТУГРЭ, других организаций прошли свой тернистый путь Л.Н. Кичигин, А.А. Почивалов, Г.Н. Чистяков, В.Н. Сучков, А.И. Булановский, В.И. Егин и другие. Все они считали своим учителем именно И.В. Быкова, который и положил начало системе подготовки кадров в экспедиции. Этот «быковский стиль» бережно сохранялся в «Алдангеологии» и после ухода Иннокентия Вячеславовича на заслуженный отдых в 1969 г., и после его смерти 20 июля 1977 г.

  И.В. Быкова помнят, как энергичного, требовательного, знающего свое дело работника, обаятельного в общении, пользующегося огромным уважением среди геологоразведчиков. При его личном участии были открыты алданские золотоносные россыпи (Куранахское золоторудное месторождение, Колтыкон, Кабактан, Дорожное и др.). Под его руководством Тимптоно-Учурской комплексной экспедицией было проведено комплексное гео­логическое изучение Южной Якутии и всего за пять лет с 1959 года были покрыты геологической съемкой масштаба 1:50000 значительные площади Центрально-Алданского, Верхне-Амгинского, Учурского, Тыркандинского золотоносных районов, а также флогопитоносные террито­рии в бассейне рек Тимптон и Суннагин. За это время было выявлено большое количество шлиховых ореолов, проявлений и месторождений золота, флогопита, урана, железа, горного хрусталя, мус­ковита, графита, строительных материалов. С первых лет создания экспедиции в процессе производства или на завершающем этапе геологоразведочных работ неизменно выполнялись тематические иссле­дования по систематизации, обобщению накопленных геологиче­ских, геохимических и геофизических материалов.

  Талантливый руководитель И.В. Быков принимал активное участие и в общественной жизни коллектива экспедиции и района, неоднократно избирался членом Алданского РК КПСС и депутатом Алданского районного Совета депутатов трудящихся. Был награжден Почетными грамотами Президиума Верховного Совета ЯАССР и РСФСР, значком «Отличник Министерства строительных материалов СССР» (1943 г.), «Юбилейной Почетной грамотой Министерства геологии СССР» (1967 г.). Иннокентий Вячеславович был одним из первых в республике, кому было присвоено почетное звание Заслуженного геолога ЯАССР (1966 г.). Был награжден орденами Ленина (за долголетний труд, высокие производственные показатели; 1953 г.) и Трудового Красного Знамени. За открытие и разведку в 1952 г. Леглиерских и Федоровских месторождений (слюда-флогопит) удостоен Государственной премии СССР. И.В. Быков являлся почетным гражданином Алдана.

 

Улица В.М. Комарова

  Многие жители города Алдана даже не догадываются, что бывшая улица Большая Селигдарская, которая тянется от автовокзала мимо больницы, до западной окраины города, названа в честь летчика-космонавта СССР, дважды Героя Советского Союза (второе звание присвоено посмертно), инженера-полковника Владимира Михайловича Комарова. Это имя было присвоено улице Решением исполкома Алданского городского Совета депутатов трудящихся ЯАССР № 33-2 от 7 июня 1967 г., спустя полтора месяца после трагического события – гибели Героя при приземлении. Сегодня полеты человека в космос воспринимаются нами как что-то само собой разумеющееся, но на заре космической эры они были сопряжены с огромным риском для жизни космонавтов. К сожалению, В.М. Комаров стал первым в скорбном списке отечественных летчиков, которые погибли в ходе выполнения космических полетов. Гибель каждого отзывалась в сердце советских граждан неподдельным горем, еще долго развивались траурные черные ленточки над каждым гарнизоном страны…

  Владимир Комаров родился 16 марта 1927 года в Москве, в семье обыкновенного рабочего. Впервые он попал на аэродром в семилетнем возрасте. Увидев самолеты вблизи, потрогав их рукой, он часто наблюдал за полетами и восхищался летчиками. Окончив семилетку в 1943 г. Владимир поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС, стремясь попасть на фронт. Летную спецшколу окончил в июле 1945 года, когда война уже завершилась. После окончания школы ВВС стал курсантом авиационной школы первоначального обучения, а в сентябре того же года –  курсантом Борисоглебского военного авиационного училища летчиков. Через год был переведен в Батайское военное авиационное училище им. А. Серова, после окончания которого в 1949 году начал службу военным летчиком-истребителем в авиационном полку истребительной авиационной дивизии ВВС Северокавказского военного округа, базировавшегося в Грозном. Здесь он познакомился со своей женой Валентиной, которая работала в городе школьной учительницей. В семье Комаровых родились сын Евгений и дочь Ирина.

  В ноябре 1951 года Владимир Комаров стал старшим летчиком, затем переведен в Закарпатскую область, где служил в 486-м авиаполку 279-й истребительной дивизии. Параллельно со службой он продолжал совершенствовать свое образование. Успешно окончив факультет авиастроения Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского, был распределен в Государственный Краснознаменный НИИ ВВС, где занимался испытаниями новых образцов авиационной техники. Именно здесь комиссия по отбору в первый отряд космонавтов предложила Владимиру Комарову новую секретную испытательную работу, и в 1960 году он был зачислен в отряд космонавтов. После завершения общекосмической подготовки Комаров начал подготовку к полету на космических кораблях «Восток» и «Восход».

  Свой первый космический полет В.М. Комаров совершил в октябре 1964 года на борту космического корабля «Восход» вместе с космонавтами К. Феоктистовым и Б. Егоровым. Это был первый в мире многоместный космический корабль. Впервые в составе экипажа были не только летчик, но также инженер и врач. Впервые в истории экипаж совершал полет без скафандров. Впервые была применена система мягкой посадки. Позывной «Рубин» звучал с орбиты одни сутки и 17 минут, за это время корабль 16 раз облетел земной шар. Основной задачей полета было обеспечение приоритета СССР в полетах в космос экипажа из нескольких космонавтов. Кроме того, были выполнены многие технические и медико-биологические эксперименты. Примечательно, что в момент полета и в день приземления космического корабля «Восход-1» Генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев был смещен с занимаемой должности, на его место взошел Леонид Брежнев, который и принимал доклад о результатах полета космонавтов. За успешное выполнение полета Владимиру Комарову было присвоено звание Героя Советского Союза, вручен орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда». Вскоре ему присвоили квалификацию «Космонавт 3-го класса».

  Ввиду существенных успехов США в области космонавтики и набирающей обороты космической гонке двух сверхдержав, руководство СССР подгоняло работу конструкторских бюро. Дальнейшая подготовка инженера-полковника Комарова проходила на космическом корабле нового и еще недостаточно отработанного образца «Союз-1». Было принято решение, что именно Владимир Комаров будет пилотировать «Союз-1», дублером назначили Юрия Гагарина. Это был первый пилотируемый полет космического корабля новой серии. Помимо этого, спустя практически сутки вслед за Комаровым должен был отправиться на орбиту космический корабль «Союз-2» (экипаж – В. Быковский, А. Елисеев и Е. Хрунов). Беспрецедентной задачей реализуемой космической программы должна была стать стыковка двух космических кораблей на земной орбите, переход двух космонавтов из «Союза-2» в «Союз-1» через открытый космос и посадка «Союза-1» с новым экипажем из 3-х человек.

  Полет В.М. Комарова состоялся 23 апреля — 24 апреля 1967 года. С выходом «Союза» на орбиту он столкнулся с первыми техническими трудностями: панель одной из двух солнечных батарей корабля не раскрылась, что стало причиной недостатка энергии на борту. В космосе Комаров выполнил сложный маневр: он раскрутил космический аппарат вокруг своей оси, но ситуацию изменить не удалось, панель не раскрывалась. По этой причине полет было решено завершать досрочно, корабль сошел с земной орбиты и отправился к Земле. Владимир Комаров погиб при завершении программы полета, когда во время спуска на Землю не вышел основной парашют спускаемого аппарата. На скорости около 50 м/с космический корабль врезался в землю, при столкновении с поверхностью произошел взрыв, так как в баках спускаемого аппарата находилось около 30 килограммов концентрированной перекиси водорода, которая использовалась в двигателях системы управляемого спуска. 

  За героизм, мужество и отвагу, проявленные при осуществлении полета, Владимир Михайлович Комаров был награжден второй медалью «Золотая Звезда» (посмертно). Прах его помещен в Кремлевской стене на Красной площади в Москве. На месте гибели в степи под Орском в Оренбургской области был установлен памятный мемориал. Жизнь Владимира Комарова, которая оборвалась в самом расцвете, космонавт погиб через 40 дней после своего 40-летнего юбилея, стала первой жертвой пилотируемой космонавтики и далеко не последней. Однако трагическая катастрофа корабля «Союз-1» позволила выявить и устранить причину неполадок, связанных с парашютной системой корабля, что в дальнейшем спасло не одну жизнь другим космонавтам.

  Именем Владимира Комарова названы многие населенные пункты страны, кратер на Луне, астероид 1836 Комаров, научно-исследовательское судно, Ейское высшее военно-морское авиационное училище летчиков, школы и улицы во многих городах необъятной России. В 2014 году новый самолет А-320 авиакомпании «Аэрофлот» был назван в честь летчика-космонавта Владимира Михайловича Комарова.

ДАЛЕЕ