Край золота и снегов — Якокит

КАК НАЧИНАЛСЯ ЯКОКИТ

**************************************

         Поселок Якокит образовался в начале 30-х годов. Сначала это было небольшое поселение у дороги. Вот как об этом пишет Никодим Иванович Наумов, один из первых жителей поселка «Итак,  Якокит 60 лет назад». Дорога на тридцать втором километре от Томмота спускается в долину, густо заросшую кустарником и могучими тополями. Перед речкой с деревянным мостом по правую руку стоял наш дом, он же постоялый двор. Мой отец — его заведующий. По другую — дом семьи дорожника и маленький гараж. Дедушка Свидерский — завгар, он же сторож. Якокит 1931 года — это десять человек у дороги, где машины ходят редко, чаще санный транспорт и пешие, но и они не каждый день. ..Постояльцы бывают разные, больше мужчины, группами по 2-3 человека и больше. Идут и одиночки, и семейные, с детьми…..
        Прибывшие к концу дня оставались ночевать. К их услугам нары из грубых и толстых плах, дедушка Свидерский умер в 1934 году. Появилась первая могила в Якоките».. Если первые жители поселка прибыли на Север добровольно (семья Наумовых уехала с Иркутской области не дожидаясь раскулачивания, Свидерский же был бывшим белым офицером, жил под чужой фамилией). Следующие же поселенцы были людьми подневольными. По национальности они были большей частью вепсами. Это малая народность прибалтийско-финской группы, проживали они небольшими поселениями в сельских районах Вологодской, Ленинградской областей и Карелии. Занимались вепсы животноводством, охотой; рыболовством и кустарными промыслами.  Не миновала волна ликвидации кулацких хозяйств в 1930-193 1 годах и вепсов, так они оказались в Алданском районе. В 16 километрах от станции Большой Невер был поселок Бушуйка. В Бушуйке поставили палатки. Ночью спали вповалку, кормили один раз в день. Стали отбирать трудоспособных людей, чтобы идти этапом на Алдан. Не все выдержали этот тяжелый путь. С большим сочувствием и симпатией пишет об этих людях бывший якокитский агроном, а ныне ученый Петр Яковлевич Масютин: «Они подвергались как бы двойной ссылке. Первый раз их сослали на прииск Ленинский (в прошлом Нижне-Сталинск), там они занимались золотодобычей. Через некоторое время их сослали второй раз еще дальше — на болото для организации колхоза. Дали им сутки на сборы, не говоря, для чего и куда их повезут. Когда они спросили у коменданта, что им с собой брать, тот ответил: «Берите больше всякого инструмента». Они взяли с собой пилы, топоры, кайла, лопаты и так далее. Не возьми с собой инструмент, они были бы обречены на неминуемую гибель, так как за эту категорию людей никто не нес ответственность. Они оказались с детьми и престарелыми членами семьи на болоте под открытым небом». Из жилья там было только несколько домов дорожников, где первое время жили спецпоселенцы (так называли официально эту категорию людей). Все лето 1932 года все семьи, каждая себе, строили дома в тайге. Но эти люди не погибли, они отличались большим трудолюбием, безотказностью. На пустом месте они организовали колхоз (до 1933 года сельхозартель)   « Третья пятилетка ». Стали заниматься сельским хозяйством, выращивая картошку, капусту и другие овощи для золотодобытчиков. Так же разводили скот — дойных коров, лошадей и даже овец. Занимались раскорчевкой и освоением земель под пашню и сенокосы. Сеяли даже рожь и ячмень, а в годы войны — даже махорку. Построили небольшой поселок со школой, клубом, детским садом, столовой, амбулаторией, магазином и хозяйственными постройками. Колхоз просуществовал до 1956 года, потом стал совхозом «Якокит», в 1970 году его объединили с совхозом «Ударник».

         С первых дней образования в поселке проживали такие семьи, как Михайловы,  Петраковы, Нефедовы, Мартьяновы, Яшкины, Кручинины, Бутновы, Яковлевы, Кирилловы, Владимировы, Тарасовы. Из колхоза много мужчин уходило на войну, и многие не вернулись погибли. защищая Родину, которая так сурово обошлась с ними.

Вспоминая былое

Рассказ Бондаревой Анны. Константиновны, старейшей жительницы поселка Якокит

           Наша семья приехала в Якокит из села Слободка Красноярского края. Семья отца была, раскулачена за то, что имела в хозяйстве З коровы и лошадь — это на трех взрослых братьев с семьями. Отец Константан Степанович Исайчик, 1906 года рождения — был сослан в Нижне-Сталинск в 1929 году, работал на золотодобыче. Мать — Мария Ивановна,1909 года рождения — приехала позже — в 1935 году. Мне было пять лет. Тогда же мы перебрались в Якокит. На месте дома Марковой В.И. стояло зимовье, мы жили там довольно долго. Я помню, что мои братья Владимир и Николай родились в этом домишке в 1936 и 1938 гг. В поселке в это время уже были школа, детсад, клуб, комендатура. Сельскохозяйственная артель уже стала колхозом  «З-я пятилетка», колхозники корчевали лес, строились, занимались сельским хозяйством. Школа, детсад и колхозная контора были в одном здании, которое находилось на месте дома Фоминых по улице Советской.  Комендатура была неподалеку от родника, раз в месяц сосланные отмечались там. Со временем мы построила домик, который в голодном 1947 году были вынуждены продать за 500 рублей. Дом перевезли в Алдан, а мы перебралась в другую квартиру.

            Клуб в 1935 году стоял на берегу реки, за ним было еще 3-4 дома. В одном из них жила семья Горяиновых. Больших наводнений раньше не было, только раз вода залила место у клуба и те дома. Библиотека появилась в поселке уже после войны.

           Я закончила нашу начальную школу и уже в 1942 году работала на ферме сторожем. Ферма находилась напротив нынешнего здания ЖКХ, где стоит водонакопительная башня. Электричества не было. Я топила печь на ферме — за ночь приходилось подкладывать дрова несколько раз. Мама моя работала на ферме дояркой. Колхозники на трудодень практически ничего не получали. Жили впроголодь: питались с огородов и тем, что ухитрялись приносить с фермы. Мама принесет жменю комбикорма, запарит молоком — это мы и ели. Время было суровое, отца Колокольниковой Н.М. за килограмм комбикорма осудила на 10 лет и отправила на Васильевку, где он и умер. Только после войны на трудодни стали давать крупы, муку — получали их на овощехранилище (на месте развалившейся почты). На ферме было очень чисто, доили, кормили и убирали вручную. На одну доярку приходилось по 15 коров. Бригадиром была Орешкина Юлия. После трагического случая с дояркой Солтан (она обгорела на ферме, прожила в больнице только З дня, после похорон на одиннадцатый день могилу вскрыли, а ее анатомировала в клубе) Орешкину с работы сняли, а меня как малолетнюю убрали из сторожей. С 15 лет я работала дояркой. Корма в то время заготавливали вручную — косили косами и жали серпами. Заготавливали сено и силос. Лет  в 17-18 работала на капусте. Бригадир Василий Петрович Петраков в 5 часов утра стучал в окно — будил, и мы шли поливать капусту. Воду привозили в бочках на коне. Капустные поля были сразу за поселком в сторону Томмота. Поливали капусту ведрами, от вредителей и болезней посыпали золой. Золу собирали и хранили в сарае — зольнике. Кроме капусты выращивала турнепс, морковь, картофель. Сеяли рожь, овес, ячмень, пшеницу. В 1950 году уехал председатель колхоза Кожаров, вместо него назначали временно моего отца. Тогда мы переехали в председательскую половину дома, где родители прожили до смерти. Отец проработал председателем с полгода. Я ушла с работы лет на 5, когда вышла замуж и пошли дети. А с 1962 года стала работать на парниках Парники тогда была рубленные, закрывалась стеклянными рамами. Выращивала огурцы, капусту на рассаду. Огурцы сорта «Неросимый» были небольшие, пчелоопыляемые. Одно время на парниках стояли ульи, и даже был пчеловод. Потом появились другие сорта огурцов, построили новые парники и теплицы — пленочные. Но работа на закрытом грунте по-прежнему была тяжелой физически. Там я и проработала до 1982 года, затем ушла на пенсию. Думая о прошлых годах, вспоминаю, прежде всего, земляков. Первые жители поселка были хорошими тружениками, жизнь была тяжелой, полной лишений. Работать, чтобы выжить самим и вырастить детей, приходилось много. Некоторые после ссылки вернулись в родные места, а мы остались здесь, привыкли к Якокитской земле, ведь столько много труда в нее вложили, тут похоронены родные, тут теперь наш дом.

СЕЛО УЛУУ

          Село Улуу — административный центр Буягинского наслега. Образован в 1956 году в 270 км от районного центра. Улуу — это поселок дорожников, здесь базируется ДСР-5, действуют клуб, 8-летняя школа, пекарня, столовая, магазин.

СЕЛО ЫЛЛЫМАХ

            Село Ыллымах с эвенкийского — “место опаленных деревьев”. В прошлом поселок слюдяников. В 1971 году центр Эмельджакского поссовета был перенесен из пос. Эмельджак в пос. ЪIллымах из-за сокращения горных работ на реке Эмельджак. Основная часть населения переселилась в поселок ЪIллымах. Численность — 664 человека. Площадь 190 га. В 1990 годы работал завод по изготовлению линолеума.

СЕЛО КУТАНА

             Село Кутана — самый отдаленный населенный пункт от районного центра — 580 км — Центр Анаминского наслега. С эвенкийского — “дверь души”. Официально зарегистрирован 26 мая 1983 года. Кутана — отделение совхоза “Алданский”. Проживают, в основном, местные жители — эвенки. Занимаются табунным коневодством, разведением крупного рогатого скота, промышляют охотой и рыбной ловлей.
В 1997 году жители поселка перенесли стихийное бедствие — наводнение, была почти полностью разрушена отлаженная жизнь кутанинцев. В настоящее время село отстраивается, жители возвращаются в родные места. И сегодня в Кутане действуют школа, детсад, магазин, интернат, клуб и библиотека. Население составляет 687 человек.

ПОСЕЛОК БЕЗЫМЯННЫЙ

              Поселок Безымянный назван в честь открытого безымянного месторождения слюды-флогопита. Возник в черте рабочего поселка Эльконка в 1953 году. В 1970 году поселок был законсервирован в связи с сокращением добычи слюды и исключен из списка населенных пунктов Алданского района.
В 1980-е годы были возобновлены работы по добыче слюды, также проводились поисковые геологоразведочные работы, сегодня поселок находится на грани закрытия. Здесь есть медпункт, отделение почтовой связи. Безымянный находится в 110 километрах от Алдана. Его население составляет 87 человек.