Памятник автомобилю ЗИС-5

 

Установлен: в честь 50-летия образования автомобильного предприятия  «АЯМтранс» в 1979 г.

Архитектор:  Лукин С.И.

Выполнен: Бетон, металл

Первый памятник автомобилю был установлен в 1979 г., находится он по ул. Мегино-Кангаласской. Это легендарная машина ЗИС-5.

Она должна была напоминать потомкам о трудных годах освоения и становления Алданского района.

**********

Разработка богатств Алдана представляла большие трудности из-за отдаленности приисков от железной дороги, полного бездорожья и необжитости района. Для развития золотодобывающей промышленности нужна была постоянно действующая дорога, которая связала бы золотой Алдан с Транссибирской железнодорожной магистралью и обеспечила его бесперебойное снабжение промышленными и продовольственными грузами, предметами горного оборудования. Для этого летом 1925 года было начато строительство Амуро-Якутской автомобильной магистрали, которая связывала молодую Якутскую республику с железной дорогой,  с конечной целью довести ее до г. Якутска.

В октябре 2019 года автомобильному предприятию «АЯМтранс» исполнилось  90 лет. Это одно из первых транспортных предприятий Якутии, которое сыграло большую роль в освоении таежного края, развитии республики.

Как только ни называли АЯМ: «великая тропа», «дорога жизни», «южные ворота республики», магистраль с честью выполнила свою миссию.

Что говорят архивные данные об АП «АЯМтранс»

26 августа 1929 года на основании распоряжения народного комиссариата путей сообщения СССР в ЯАССР было создано Управление «Якутдортранс».

В 1929 году в состав вновь созданного акционерного общества «Союззолото» было включено Ларинское агенство «Союззолото». 3 ноября 1930 года Ларинское агентство Союззолото» было передано в ведение всесоюзного «Цветметзолото».

В 1932 году агентство переименовано в «Ларинскую транспортную контору» и передано в подчинение «Востокзолото» «Главцветметзолото». В 1933 году контора переименована в управление «АЯМзолототранс» с той же ведомственной подчиненностью.

В 1934 году управление «АЯМзолототранс» передано в подчинение Главного управления золото-платиновой промышленности «Главзолото» В 1936 году «Главзолото» передано в подчинение Народного комиссариата тяжелой промышленности, что повлекло за собой изменения в ведомственной зависимости управления «АЯМзолототранс». В 1941 году создан Всесоюзный трест «Золототранс», в состав которого на правах управления вошел «АЯМзолототранс».

В 1953 году управление «АЯМзолототранс» входит в состав треста «Золототранс» «Главзолота» Министерства цветной металлургии в той же структурной последовательности.

В 1957 году управление «АЯМзолототранс» вошло в состав совнархоза Якутского административно-управленческого района. С января 1961 года Управление «АЯМзолототранс» переименовано в транспортное предприятие «АЯМтранс».

В 1965 году с упразднением Совнархоза автомобильное предприятие «АЯМтранс» вошло в объединение «Якутзолото» Главного Управления золотоплатиновой промышленности Министерства цветной металлургии СССР.

С июня 1970 года упразднен аппарат управления Алданской автобазы и руководство автоколоннами возложено непосредственно на автомобильное предприятие  «АЯМтранс». За период многолетней деятельности транспортное предприятие «АЯМтранс» выросло в одно из крупнейших хозяйств Алданского района ЯАССР.

На основании решения общего собрания акционеров от  24 мая 1996 года  «О реорганизации АК «Алданзолото» и руководствуясь утвержденным  28 июня 1996 года Уставом АП «АЯМтранс» переименовано в ООО «АЯМтранс».  Целью общества являлось извлечение прибыли. Решением Арбитражного суда РС (Я) от 3 февраля  2003  года  «АЯМтранс»  признано несостоятельным (банкротом).

_________________________

В 1935 году в «АЯМзолототранс» поступи­ли автомашины ЗИС-5, к этим автомобилям стали цеплять одноосные прицепы и везли груза всего 3 тонны, на автомобиле и 1 тонну на прицепе, всего 4 тонны. Но техника была не приспособлена к суровому северному морозу и бездорожью, рейсы длились до 40 суток. Водителям, чтобы согреться, приходилось включать первую скорость, выскакивать из кабины и идти рядом, одной рукой придерживая руль.

**********

По трассам АЯМа (Воспоминания Шаповалова Василия Архиповича)

 После «Ярославца» мне пришлось работать на автомашине АМО, затем на ЗИС-5, на кото­рых мы шофера зимой замерзали, и согреться в кабине не было возможным. Были и такие слу­чаи, включишь первую скорость и держишь од­ной рукой руль, а сам идешь рядом с машиной, чтобы согреться, а сейчас зимой шофер ведет автомобиль без рукавиц и телогрейки, в каби­нах тепло.

В те годы было очень трудно в зимнее время ехать по трассе, т. к. ее очищали от снега кли­нами, которые тащил трактор. Техники было мало и приходилось неделями стоять, пока прочистят дорогу. На рейс затрачивали 10‑15 дней, а сейчас 3 дня дома.

**********

1979 год.  …И вот  они, последние сотни метров почти семисоткилометрового марша. Короткая остановка, водители спешат дойти до конечной точки маршрута. В распадке сопок — Алдан.

Не  знаю, но, может быть, и так увидели  Незаметный первые водители АЯМа  пятьдесят лет назад. Накануне славного юбилея автопредприятия оргкомитет по проведению  праздника решил повторить путь первопроходцев,  устроив автопробег по маршруту Б. Невер — Алдан.

Первых автомобилей — АМО-3 в районе найти не  удалось. Да  и не в любом музее  ныне их сыщешь — слишком большой скачок сделала наша страна в развитии  техники. А вот  один из первенцев отечественного автомобилестроения — ЗИС-5 — в «АЯМтрансе» оказался.  Кстати, она была собрана сотрудниками автомобильного предприятия почти с винтика и прибыла с автопункта Большого Нимныра в Алдан своим ходом, чтоб занять почетное место на своем постаменте в честь 50-летия со дня образования предприятия «АЯМтранс».Ему  и было суждено  возглавить этот марафон, стать форейтором, но уже не в карете  прошлого,  а в триумфальном победном шествии лучших марок  советских автомобилей.

Совместным решением  руководства  АП «АЯМтранс»,  партийной и профсоюзной организаций автомобиль ЗИС — 5,  совершивший свой последний рабочий  рейс из Б. Невера  в  Алдан, ставится на вечную стоянку, на постамент  у  управления предприятия. Этот  автомобиль заносится в списки подвижного  состава автохозяйства № 1.

Торжественная минута…  В. А. Шаповалов сливает из радиатора автомобиля-ветерана воду, и вот ЗИС — 5 уже плывет в воздухе.  Еще несколько мгновений, и он  намертво становится на постаменте. Он  будет стоять  у дороги, по которой  тысячи километров проехал сам,  по  которой шли и будут идти много лет подряд  десятки тысяч автомобилей. И кто  бы не ехал по АЯМу  мимо памятника ЗИС-5,  остановись, водитель!  Отдай дань уважения тем,  кто уже в течение многих  лет в пургу и зной выполняет  свою обычную работу, отдай  день уважения своим коллегам, водителям!

Вопросы для участников геокешинга «Золотая лихорадка»

  1. Когда на алданской земле появились первые автомобили ЗИС-5?
  2. Амуро-якутскую автомобильную магистраль называли золотой дорогой жизни. А так водители называли самый опасный, крутой и высокий перевал этой трассы. Отгадайте ребус.

  1. Кабина машины ЗИС-5 не была утеплена. Что предпринимали водители, чтобы согреться в зимнее время на трассе?