Памятник труженикам северных трасс, водителям Якутии

 

Установлен: 1987(89) г.

Выполнен: Бетон, железо

Архитектор: Лукин С.И.

Местонахождение памятника: Алданский район, г. Алдан,  ул. 10 лет Якутии

Вторая легенда отечественного автопрома — ГАЗ АА стоит по ул. 10 лет Якутии. Установлен в 1987(89) г.  автотранспортным предприятием («АЯМтранс»), посвящен труженикам северных трасс и водителям Якутии (1947-1987 гг.).

29 января 1932 года – день рождения первого серийного советского грузовика ГАЗ-АА. Разработанный инженерами Горьковского автозавода грузовик с грузоподъемностью 1500 кг известен всем нам как полуторка. Этот автомобиль стал самым массовым грузовиком в нашей стране в первой половине ХХ века. Всего на 4 заводах было выпущено 985 тысяч машин (почти миллион!). Грузовик полюбился водителям за простоту конструкции и надёжность, его сборка не требовала высокой квалификации, а ремонт легко было провести в полевых условиях, что сильно помогло в грозные годы Великой Отечественной войны. Узлы и агрегаты «Полуторки» были такими же, что использовались в конструкциях множества типов военной техники, а сам «газик» имел свыше полусотни модификаций – от автобуса, автоцистерны, пожарного автомобиля до бронемашины. Этой простой и надежной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Автомобиль отличился упорным трудом в годы первых пятилеток, а затем на восстановлении народного хозяйства и разрушенных городов после Победы. Выдержал грузовик и тяготы Великой Отечественной войны. Полуторка, знакомая каждому мальчишке по фильмам и книгам, стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка.

(Источник информации — портал История.РФ, https://histrf.ru/biblioteka/b/gaz-aa-polutorka-truzhienik-voiny-i-khoziaistva)

Прежде, чем занять почетное место на пьедестале, автомобиль ГАЗ-АА  прошествовал по городу. Этим самым была воздана честь одному из первенцев отечественного автомобилестроения, скромному трудяге наших северных трасс, верно послужившего водителям Алданского автотранспортного предприятия. И вот теперь, в день сорокалетия предприятия, он должен органично вписаться в ансамбль памятника, установленного перед предприятием. По этому важному поводу  состоялся митинг, на который пришли труженики Алданского АТП — ветераны, гости. Играл духовой оркестр, у всех бы­ло приподнятое, праздничное настроение. Его не омрачала даже ненастная по-осеннему погода. Радостными, улыбчивыми были лица собравшихся людей. Для многих судьба родного предприятия — их судьба.

Открыл митинг начальник Алданского автотран­спортного предприятия М. А. Пайкин. Он тепло поздравил всех с юбилеем, сказал, что открытие памятника — дань труду не только алданских авто­транспортников, всех водителей республики. Не случайно на памятнике на­чертаны слова: «Труженикам северных трасс». Автор этого монумента — архитектор С. Лукин. Изображен отрезок автомобильной магистрали, на которую сегодня, в день 40-летия АТП, встанет автомобиль  ГАЗ-АА и завершит композицию. Наступают эти торжественные минуты, и ГАЗ-АА торжественно водворяется на пьедестал.

А теперь слово П. Е. Сычихину, ветерану, приехавшему на юбилей. Не может скрыть волнения старый шофер, вспоминая далекие годы. Как к давнему и верному другу, обращается он к автомобилю: «Ты, полуторатонная, честно прослужила в годы становления страны, в первые пятилетки, в трудное военное и послевоен­ное время. И сейчас, какие бы ни были созданы могучие автомобили, ты будешь стоять здесь, провожающая своих сынов — МАЗов, КамАЗов, КрАЗов,  машин будущего. Слава тебе, полуторатонная!». .

От имени молодых водителей выступает Андрей Теличкин, который заверяет, что сегодняшняя смена не подведет ветеранов, с честью будет держать марку предприятия,

Митинг заканчивается. Но не сразу расходится народ. Хочется получше рассмотреть памятник, обменяться мнениями, пообщаться с ветеранами. То и дело слышатся слова: «А помнишь?».

Здесь, у памятника, мы разговорились с ветераном предприятия И. Д. Ковальчуком. 28 лет проработал он в АТП, а в Алдане — целых 40 и, конечно же, ездил на полу­торатонной.

— Хорошая эта машина, добрая,- говорит Иннокентий Дмитриевич. Не каждому шоферу ее доверяли. Прошли годы, мы изменились, и машины меняются. Только трасса остается вроде той же. Так же вьется головокру­жительным серпантином между крутых сопок и гор.

Сейчас этот памятник никому не принадлежит, так как предприятие ликвидировано. Его рекомендовали передать на память ветеранам — водителям северных трасс или в Краеведческий музей, как экспонат. Состояние этих машин и их постаментов весьма неудовлетворительно. Хотя их история заслуживает уважения за то, что эти авто в свое время верой и правдой служили на благо Алданского района.