Стела «Алдан»

Установлена: при въезде в г. Алдан со стороны г. Якутска.

Установлена в  1974 г.

Выполнена:  Металл, бетон.

Местонахождение памятника: Алданский район, г. Алдан, ул. 50 лет ВЛКСМ.

На въезде в город Алдан со стороны г. Якутска встречает стела в виде трех сэргэ на бетонном постаменте, внизу на нем надпись из металлических уголков «АЛДАН», установлена в 1974 г.  Это архитектурный объект облюбовали  женихи и невесты. На его фоне фотографируются.

Сэргэ (як.) – столб для коновязи, в виде высокого деревянного идола — пожалуй, один из самых часто встречающихся в Якутии памятников. Это символ благополучия, счастья и гостеприимства по верованиям народа саха. Вокруг них проводились праздники, моления, общественные собрания и т.д.

Сэргэ в древности являлось прообразом мифологического вечнозеленого дерева «Аар-Кудук-Чэрчи-Мас». В его густых ветвях обитали добрые духи-хозяева плодородия и покровители животных, символизирующие небесную благодать, счастье и изобилие. В трудных случаях хозяин дома ночевал возле сэргэ, обнимая его, чтобы получить мудрые советы. Считалось, что сэргэ нельзя рубить на дрова, они должны стоять до тех пор, пока не упадут от ветхости. Упавшие столбы полагалось поднять и установить на том же месте или унести в лес и положить в развилину между двух сросшихся лиственниц.

Сэргэ сооружалось два раза в жизни человека — в связи со свадьбой и со смертью. В прошлом у каждой юрты стояло сэргэ, «ибо пока стоит сэргэ — жива семья». А в целом, установка сэргэ означало: «это моя земля, место имеет хозяина». На столбе наносились три кольцевых канавки. Верхняя — предназначалась для привязывания лошадей верховных небожителей. Средняя — для лошадей обычных земных людей. Нижняя — для лошадей представителей подземного мира.

Если «капать» глубже, то фаллическое значение «сэргэ», как символа мужского начала, имело особое значение в культуре якутов. Символ фаллоса, как знака плодородия, имело в обряде «вызывания половой страсти» («Дьалын ылыы») — испрашивание потомства у духов. Молодые женщины с помощью заклинаний шамана входили в сексуальный транс. В этом обряде символом мужского начала был «сэргэ», как символ плодородия и потомства, символ продолжения народа и бессмертия. Только мужчина может даровать женщине душу ребенка, (дарованный ему от божества «Юрюнг Айыы Тойон»).

Ну и, конечно же, Сэргэ обвязывали разноцветными лоскутками материи — «хадак». Считается, что когда ветер колышет ленточку с написанными на ней молитвами, тот, кто ее повесил, посылает свои молитвы небесам, даже если он в это время занят другими делами.

Любопытно, что при Советской власти установка сэргэ не преследовалась. Лишь слегка изменилось их оформление. Сэргэ, ранее изображавшие, например, фаллос как символ плодородия, теперь украшался звездой или портретом генерального секретаря, но возле него все так же разливали (проливали) жертвенный кумыс, под его основание все так же закапывали жертвенную конину, возле него все так же продолжали славить былинных героев-богатырей (и в первую очередь самого главного из них – Элея, пророка, кузнеца, охотника и философа, про которого якуты знали, что он пришел неизвестно откуда в их землю и научил их ремёслам, религии и поэзии) и героев Великой отечественной войны.

Советская атеистическая символика так же мягко и бесконфликтно адаптировалась якутами, как адаптировалось православие в ХIХ в., когда на вершине сэргэ можно было увидеть икону  Николая  Чудотворца.

Начиная с шестидесятых годов прошлого века и до сегодняшнего дня в Якутии было установлено множество сэргэ с памятными надписями: датами, объяснениями, для чего и кем установлено, с юбилейной символикой на вершине столба. В советские времена юбилеи и праздники, приезд больших гостей всегда отмечали пышно и сопровождали их установкой коновязей. Так и началась «коновязная лихорадка». Сэргэ устанавливали где угодно — на местах студенческих маевок, удачной охоты, сенокосных угодий и так далее. Особо широко распространилось установление коновязей у школ после выпускных экзаменов или после окончания вуза.

Между тем, сэргэ установленные не по правилам, например, корнем вверх, могут навлечь неприятности. Такие коновязи стали называть — сэргэ проклятия. Люди, когда устанавливают коновязь корнем вверх, как бы говорят ему: «Не расти больше, умирай, не приноси нам счастья». Раньше якуты ставили коновязи корнем вверх на территории своих врагов, чтобы нанести ему проклятие. Если кто-либо обнаруживал с утра возле своего дома сэргэ корнем вверх, то для них это считалось знаком, что их прокляли и наслали на них беды, болезни и даже смерть.

А сегодня сэргэ означает гостеприимство населяющих эту землю людей.