Долганы – народ в Российской Федерации
Долганы разговаривают на своем, долганском языке, который относится к группе тюркских языков (некоторые учёные относят его к диалектам якутского). Сами себя долганы называют «тыа-кихи» или «саха». В настоящее время большинство долганов исповедуют православие.
Народность сформировалась в конце 18 – первой половине 19 веков. Предками Долганов были племена якутов, эвенков, нганасанов и русских. Часто их называют «самым северным тюркоязычным народом мира». На развитие народности в большей степени повлияли казаки, осваивавшие северные пределы России. Благодаря казакам долганы были обращены в православие, кроме того, многие семьи получили русские (точнее казацкие) фамилии. До сих пор можно встретить среди Долганов людей по фамилии Кудряков, Жарков, Чуприн и многих других. В середине двадцатого века начала формироваться письменность Долганов. В ее основу лег русский алфавит. Официально письменность принята в конце 1970 года, первый долганский букварь появился в 1981 году.
Основные формы хозяйственной деятельности Долганов – охота, рыбная ловля и оленеводство. С древних времен долганы славились как прекрасные охотники, основные объекты охоты – олень, пушной зверь, дичь. Традиционная пища Долганов состоит из мяса оленя и рыбы. Как мясо оленя, так и рыбу долганы предпочитают употреблять в пищу в сыром или замороженном виде. Иногда оленину вялят, а рыбу отваривают. Довольно редко долганы едят птицу (домашнюю или дикую), так же едят лук и корни растений.
Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний. Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания). У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.
Бубен у долганских шаманов имел овальную форму, более 65 сантиметров в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственницы, на внешней стороне доски делали семь резонаторных бугорков, так же устроенных, как и на якутских и эвенкийских бубнах. На внутренней стороне обечайки прикрепляли четыре железные скобы с подвесками — кольцами. Обечайку обтягивали кожей дикого оленя.
В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы.
Колотушку делали из лиственницы или из оленьего рога. Одну сторону украшали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.
Для хранения бубнов имелись специальные мешки из шкур дикого оленя. Вообще, олень всегда ассоциировался с бубном. С помощью бубна-оленя шаман мог переходить из одной части мира в другую. Кроме этого, бубен представлялся также вселенной.
Традиционные костюмы:
Мужская одежда
Верхняя одежда Долганов — мужчин была распашная, из оленьих шкур мехом наружу. Полы сходились и стягивались специальными завязками. Под верхнюю одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда декорировалась суконной полоской красного цвета, иногда расшитой бисером. Точно такие полоски пришивались на спину. Летом долганы носили легкий кафтан черного цвета с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким воротником.
Женская одежда
Женский костюм Долганов очень похож на народный костюм эвенков. Верхняя одежда всегда декорировалась вставками из сукна, различной формы. Как правило, выше пояса вставляли овальные клинья из сукна, а ниже пояса прямоугольные. Зимой, женскую одежду шили из оленьих шкур, летом из сукна, но того же покроя.
Головные уборы
Головные уборы мужчин и женщин практически не отличаются. Как правило, в качестве головного убора использовался капор, который сшивался из трех частей: первая часть прикрывала затылок и темя, а две другие пришивались по бокам и прикрывали уши и щеки. Другая разновидность капора состояла из двух частей. Одна полоса располагалась поперек головы и закрывала темя и уши, а вторая полоса была полукруглой и закрывала затылок. Головные уборы шили из сукна или ровдуги. Подкладкой служил олений мех, с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. В суровые морозы долганы наносили капоры из шкурок лисы, волка, песца.